"Бомба" для организма: к чему приводит передозировка витаминами

"Бомба" для организма: к чему приводит передозировка витаминами

Для нормального функционирования всех органов и систем требуются питательные вещества, витамины, микроэлементы. Каждый из них должен содержаться в организме в определенном количестве. Если речь идет о витаминах, то их дефицит принято называть гиповитаминозом, критически низкое содержание какого-либо из них сопровождается развитием авитаминоза.

Что касается повышения содержания витаминов в организме, то данное состояние называется гипервитаминозом, что также влечет за собой массу неприятностей. Витамины являются обязательными участниками обменных процессов в организме, однако при превышении допустимой концентрации, у человека появляются неприятные признаки их переизбытка.

На сегодняшний день известно приблизительно о 10-ти группах витаминов, которые делятся на водо-, жирорастворимые. Чаще всего встречается гипервитаминоз А, D, В9, В1. Основная причина гипервитаминоза — бесконтрольное употребление определенных продуктов питания, а также длительный прием некоторых витаминов в таблетированной, жидкой форме.

Клиническая картина передозировки витаминов зависит от их вида, длительности приема, дозы. В случае превышения уровня витамина А в крови, могут появиться следующие признаки:

  • изменение психоэмоционального состояния (возбуждение или торможение);
  • головная боль;
  • снижение аппетита;
  • дискомфорт в области живота, тошнота, рвота;
  • субфебрилитет;
  • фотофобия;
  • судороги;
  • нарушение двигательных функций конечностей.

Хронический гипервитаминоз А сопровождается сухостью кожных покровов, зудом, появлением сыпи, шелушения, выпадением волос, ухудшением зрения, ломкостью ногтей.

Для гипервитаминоза D характерно:

  • ухудшение аппетита;
  • сонливость — днем, а ночью — желание бодрствовать;
  • сухость во рту;
  • брадикардия (редкий пульс);
  • повышенное артериальное давление;
  • диспепсические нарушения;
  • частое мочеиспускание;
  • судороги.

Длительное сохранение высокой концентрации витамина D в крови, приводит к появлению неврологических расстройств, нарушений сна, снижению массы тела.

Гипервитаминоз Е проявляется:

  • головной болью;
  • повышением уровня креатина в моче;
  • диспепсическими нарушениями;
  • мышечной слабостью;
  • судорогами;
  • гипокоагуляцией (нарушением функций свертывающей системы крови);
  • гипогликемией;
  • геморрагическими признаками.

Чрезмерный прием витамина К сопровождается:

  • анемией (снижение гемоглобина, эритроцитов);
  • гиперкоагуляцией (усиленной работой свертывающей системы крови).

Переизбыток витамина С проявляется:

  • недомоганием;
  • агрессией;
  • головной болью;
  • диспепсическими расстройствами (тошнотой, рвотой, диареей);
  • головокружением;
  • аллергическими высыпаниями на коже;
  • болью в животе;
  • изжогой.

Для гипервитаминоза В1 характерна слабость, сонливость, головная боль, признаки аллергической реакции. Осложнением может стать отек легких, судороги, анафилактический шок.

При высоком содержании В6 в крови наблюдаются следующие признаки:

  • кожный зуд;
  • судороги;
  • кожная сыпь;
  • нарушение чувствительности.

Гипервитаминоз РР сопровождается покраснением кожи лица, чувством жара, аллергическими проявлениями.

Несмотря на пользу витаминов, даже они могут привести к появлению тяжелых симптомов и существенно ухудшить состояние человека. Вот почему так важно следить за своим рационом питания и контролировать прием любого лекарственного средства, в том числе и витаминов.

Статью подготовила врач-терапевт Калищук Татьяна Александровна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *